22 сентября 2020, вторник
Областные новости
22.09.2020
В рамках федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») национального проекта «Культура» с 6 октября по 30 октября 2020 года министерством культуры и туризма Пензенской области будет проводиться Фестиваль любительских творческих коллективов с целью создания условий для развития любительского творчества на территории Пензенской области.
22.09.2020
Подведены итоги финала VIII Национального чемпионата профмастерства «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia.

 

 

 

 

 

 

Сообщи, где торгуют смертью

круглосуточная «горячая линия» по телефону 8(8412) 523-523

 

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика

Культура

19.09.2019

Начало нашего спасения

В субботу, 21 сентября, православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Его называют первым из 12 главных праздников церковного года. Почему? С этого вопроса началась наша беседа с благочинным Иссинского округа протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Галина Прохорова.
— Действительно, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. То есть праздник Рождества Пресвятой Богородицы открывает для нас цикл священных событий Нового Завета. Именно он указывает нам на личность Иисуса Христа.  Появление на свет Девы Марии приблизило людей  к Царству Божию, к познанию истины и жизни вечной во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба милосердной Заступницы православных христиан.
— Что   повествует  Евангелие   о жизни Пресвятой Богородицы?

— Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Ее рождения, ни о дальнейшей Ее жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание —древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы.
Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре. Их молитва была услышана Господом.
По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь. Ее назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу.
— С какого времени празднуется Рождество Пресвятой Богородицы?
— Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке у святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446). В VII–VIII веках в Греческой Церкви он уже отмечался с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
Замечу, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая». В народе  время, ближайшее к этому дню, называли «Госпожинки». В эти дни устраивались торжества. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенский пир, приуроченный к празднествам церковного цикла, проходил в период от Успения Богородицы и до Покрова. Он разворачивался по всем законам гостеприимства. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир,  предпочитая тех из них, которые сами в состоянии отплатить угощением на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между ними и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения. Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа.
Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где находились  храмы в честь Рождества Богородицы. В этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

В субботу, 21 сентября, в  храме Преображения Господня р.п. Исса состоятся праздничные богослужения  — Божественная литургия и водоосвящение. Начало — в 7:30.

Оставить комментарий